Федеральная стажировочная площадка 2011-2015 гг.

 

 

 

Стажировочная площадка

 

 

«Инновационная модель сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации»

 

Оn-line консультация

 

 

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей» в период с 12.05.2014 – 26.05.2014 г. на базе стажировочной площадки МУ "Детский дом" Юнона" планируется проведение дистанционных мероприятий по повышению квалификации педагогических работников интернатных учреждений по теме: «Эффективные технологии обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации» (24 ч.).

Целью курсов является повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников интернатных учреждений в вопросах использования эффективных воспитательных технологий для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе обучения будут раскрываться нормативно-правовые вопросы, методические и технологические аспекты воспитательного процесса, направленного на успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, в том числе в период их постинтернатной адаптации. В рамках данного мероприятия будет представлен опыт работы по организации процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через создание Ресурсного центра семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В курсах примут участие 13 руководителей и 84 педагогических работника образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них из Ямало-Ненецкого автономного округа – 53 человека, Кемеровской области – 20, Омской области – 10, Тюменской области – 8 и Ульяновской области – 6 человек.

Приказ ГАОУ ДПО ЯНАО от 15.05.2015 №01 "Об организации и проведении стажировки"

Приказ ГАОУ ДПО ЯНАО от 05.05.2014 №5 "Об организации и проведении стажировки"

Приказ ГАОУ ДПО ЯНАО от 06. 05. 2014 г.№ 418 «Об участии педагогических работников муниципальной образовательной организаций «Детский дом» в дистанционных курсах повышения квалификации"

ОТЧЕТ Федеральной стажировочной площадки за 2015 г.

ОТЧЕТ Федеральной стажировочной площадки за 2014 г.

ОТЧЕТ Федеральной стажировочной площадки за 2011-2014 г.г.

ОТЧЕТ за отчёт 2013 г.

ОТЧЁТ июль-сентябрь 2013 г.

ОТЧЁТ за 2012 г.

ОТЧЁТ июль-сентябрь 2012 г.

ОТЧЁТ апрель-июнь 2012 г.

ОТЧЁТ январь-март 2012 г.

 

  «Инновационная модель сопровождения и поддержки выпускника

в процессе его социализации»

 

            Особую актуальность в области социальной политики в период становления социально-ориентированной экономики приобретает разработка системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей. От того, насколько благополучно социальные сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

            Усилия педагогического коллектива МУ "Детский дом" Юнона" с 2003 года направлены на реализацию Комплексно – целевой программы развития воспитательной системы «Становление», основной целью которой является: медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение естественного развития социально-адаптированной личности, способствующего социально-нравственной реабилитации, адаптации, правовой защищённости и развитию ключевых компетенций воспитанников. Перед коллективом педагогов и специалистов стоит важнейшая цель воспитания, образования, развития и социализации детей таким образом, чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог быть готовым к преодолению жизненных трудностей, смог бы получить профессию, адекватную его способностям, достойно и ответственно трудиться.

Управление детским домом и образовательно-воспитательным процессом осуществляется на основе Устава Детского дома, штатного расписания, должностных обязанностей, правил внутреннего распорядка. Одна из важнейших задач управленческой системы – совершенствование образовательно-воспитательного процесса, педагогического мастерства и творческого потенциала педагогов, внедрение новых технологий.

В основу положена четырёхуровневая структура управления (рис. 1):

 

Основной задачей первого уровня структуры управления – уровня директора образовательного учреждения – является определение стратегических направлений развития детского дома.

Здесь сформированы два коллективных субъекта управления: педагогический совет и Попечительский совет Детского дома.

Наличие этих коллективных субъектов на стратегическом уровне управления, рассматривающих образовательно-воспитательный процесс с разных сторон, позволяет директору объективно подходить к решению каждого вопроса, обеспечивает демократичность в управлении, создаёт благоприятную атмосферу сотрудничества.

            Попечительский совет позволяет успешно реализовывать организационно-правовую модель межведомственного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и гражданским сообществом по успешной социализации воспитанников в том числе в их постинтернатной адаптации, обеспечивая социальное партнёрство для тесного взаимодействия детского дома с внешней средой, позволяющего расширять сферу жизнедеятельности воспитанников, создавать ситуации для формирования их социальной адаптированности, укреплять педагогическое воздействие на ребёнка не только со стороны педагогического коллектива в целом, но и других социальных институтов.

Попечительский совет принимает совместно с органом детского самоуправления «Совет воспитанников» участие в управлении детским домом, утверждении комплексно-целевой программы развития воспитательной системы «Становление», планов мероприятий по реализации программы развития. Важным аспектом в управлении является привлечение дополнительных финансовых средств, организация досуговой занятости воспитанников, поддержка выпускников. К основным принципам партнёрства относятся: ответственность, открытость, ориентация на личность, договорная основа сотрудничества. МУ "Детский дом" Юнона" заключены договора с УДМиС г. Надыма, Управлением социальных программ, КДНиЗП, УВД, ГУ «ЦЗН г. Надыма», Управлением опеки и попечительства Администрации МО Надымский район.

Второй уровень представлен методическим советом, экспертным советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководитель МО педагогов, «Центра социализации воспитанников», наиболее опытные воспитатели. Методический совет руководит работой «Центра социализации», МО педагогов, творческими группами, является консультативным органом детского дома по вопросам научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, инновационной деятельности коллектива.

Третий уровень оргструктуры управления – специалистов, воспитателей. По содержанию – это уровень оперативного управления. Включает в себя МО педагогов, творческие группы.

Четвёртый уровень оргструктуры управления – уровень воспитанников. По содержанию – это уровень оперативного управления, самоуправления, контролируемый деятельностью детского самоуправления «Совет воспитанников».

Учитывая необходимость реализации прав детей на полное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие, закреплённое за ним международной Конвенцией о правах ребёнка и Конституцией РФ, Законом об образовании, систематизировав  имеющиеся проблемы, нами были выявлены стратегические направления развития. Таковыми являются:

- модернизация организационной культуры педагогической и управленческой деятельности на основе исполнения законодательства по защите прав и законных интересов воспитанников;

- совершенствование медико-социально-психолого-педагогических условий;

- оптимизация образовательно-воспитательной работы;

- оптимизация деятельности медицинской службы по охране жизни и здоровья воспитанников;

- совершенствование финансового и материально-технического обеспечения.

В рамках общей концепции организации работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни считаем, что целесообразно использовать ряд новых педагогических идей, открывающих творческие педагогические подходы к процессу воспитания:

Идея целостности: Воспитание, обучение и развитие личностно-ориентированной системы воспитания. В основу ее положен авторитет воспитания, понимаемого как целенаправленное управление процессом развития личности, который основан на принципах педагогики ненасилия.

Идея воспитания на фундаментальных общечеловеческих ценностях: Коллектив Детского дома становится системообразующим фактором воспитательной системы. Именно общечеловеческие ценности отмечают В.А. Кораковский, Н.Е. Щуркова, О.С. Газман, Сталь Шмаков, И.П. Иванов, Я.В. Соколов, А.С. Прутченков сегодня являются идеологической базой воспитания. Это понятия о Человеке, Семье, Труде, Знаниях, Культуре, Отечестве, Мире.

Идея гуманизации отношений в коллективе: Отношения, складывающиеся между детьми и различными их общностями. Очень важным условием формирования таких отношений является среда, в которой воспитывается ребенок.

- идея организации образовательно-воспитательного процесса на основе глубокого всестороннего изучения личности воспитанника, научно-обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребёнка, создание соответствующих условий для удовлетворения его потребностей и успешной интеграции в социум осуществляется через создание «Центра социализации».

В  состав «Центра социализации воспитанников» входят следующие службы:

·  социальная, психологическая, логопедическая;

·  служба постинтернатного сопровождения;

·  медицинская служба;

·  швейная мастерская;

·  мастерская ручного труда; музыкальная студия;

·  библиотека;

·  лаборатория психолого-педагогического мониторинга.

В рамках структуры управления, главная роль отводится «Центру социализации воспитанников» (рис. 2),                         координирует работу всех звеньев, направленных на формирование социально-интегрированной личности в соответствие с разработанной «Моделью профессионально-личностного становления выпускника» (рис. 3).                       

Данная модель построена с учётом возрастных особенностей детей, через определение ведущих видов деятельности, основных форм и методов образовательно-воспитательной работы с детьми.

 

Специалистами «Центра» осуществляется сопровождение воспитанников на основе углублённого диагностического исследования. Отслеживание уровня развития ребёнка осуществляется в соответствии с личностной моделью воспитанника каждой возрастной ступени. Готовность воспитанников к самостоятельной жизни оценивается с помощью критериев готовности выпускников. Критерии подразумевают совокупность качественных показателей, определяющих позитивную социализацию воспитанников, т.е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить подростку на выходе из Детского дома для успешной интеграции в общество. Системоинтегрирующим элементом технологии мониторинга является диагностическая карта.

На основе выявленных трудностей ребёнка в обучении, воспитании, развитии, составляется индивидуальная программа реабилитации. В течение учебного года отслеживается динамика медико-социально-педагогических изменений, что фиксируется  в индивидуальной карте развития.

Социально-правовое направление деятельности «Центра социализации» включает в себя:

- защиту и охрану личных, жилищных, имущественных прав воспитанников;

- содействие постинтернатной адаптации выпускникам;

- работу по профессиональному самоопределению;

- устройство на воспитание детей в семью.

        Психологическое направление деятельности Центра социализации в первую очередь предполагает комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в целостном образовательно-воспитательном процессе, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, воспитателей образовательного учреждения.

        Важнейшим направлением  сопровождения развития воспитанников является формирование у них установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом в различных жизненных ситуациях. Психологической службой оказывается своевременная помощь детям, имеющим проблемы и нарушения в психическом развитии, поведении и обучении.

Медико-валеологическое направление реализуется через оздоровительный комплекс «Неболейка».

В детском доме имеется медицинский кабинет, который включает в себя процедурный, изолятор на две койки, санитарную комнату, комнату для хранения медикаментов, кабинет для осмотра детей.

Медицинской службой осуществляется ежедневный контроль за:

- соблюдением и выполнением санитарно- гигиенических, противоэпидемических мероприятий;

- оптимальным температурным режимом, освещения, проветривания, кварцевания помещений;

         - за организацией питания, в том числе и диетического.

   - контроль за соблюдением обработки продуктов, состоянием товарного соседства, выполнением норм сан-эпид. режима пищеблока.

   Ежегодно 2 раза в год среди воспитанников проводится углубленный медицинский осмотр узкими специалистами.

  Образовательно-воспитательная работа с воспитанниками направлена на  оптимизацию процесса со-управления воспитанников и педагогов через организацию деятельности органа детского самоуправления «Совет воспитанников», «Центр социализации воспитанников».

  Совет воспитанников является координационным центром творческого объединения, который способствует реализации направлений психолого-педагогической, социально-трудовой адаптации воспитанников в условиях детского дома. Помогает сформировать у воспитанников такие качества как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность и готовность выполнять систему социальных ролей человека.

   Для организации образовательно-воспитательного процесса, спортивных и массовых мероприятий, питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников имеются музыкальный и актовый зал, сенсорная комната, кабинет психологической коррекции и социальной реабилитации, медицинский кабинет, изолятор, оздоровительный комплекс «Неболейка», помещение для трудовой и кружковой деятельности, административно-хозяйственные и бытовые помещения с прачечной и пищеблоком.

        Образовательно-воспитательный процесс в нашем учреждении базируется  на фундаментальных общечеловеческих ценностях. Это понятие о Человеке, Семье, Труде, Знаниях, Культуре, Отечестве, Мире. Данные ценностные ориентиры лежат в основе направлений образовательно-воспитательной работы с детьми: «Добру откроется сердце», «Прекрасное вокруг нас», «Домашний очаг», «Умелые руки не знают скуки», «Азбука здоровья». В рамках данных направлений, в соответствии с планированием, педагогами совместно с детьми, проводятся мероприятия, предусмотренные подпрограммами, практические занятия, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества, коллективные походы, встречи с интересными людьми.

 Стержнем творческих дел и воспитательной системы являются традиционные мероприятия:

·        коллективная творческая игра «Город весёлых мастеров»;

·        коллективная финансово-экономическая игра «Бизнес»;

·        коллективная творческая игра «День самоуправления»;

·        смотр-конкурс кабинетов, групповых комнат «Моё рабочее место»;

·        вечер встречи выпускников;

·        спортивные игры с шефами (Молодежное объединение ООО «Газпром добыча Надым»).

 

В детском доме созданы все необходимые условия для активного самовоспитания, позитивного самоизменения и саморазвития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако сложившаяся система работы не обеспечивала успешную постинтернатную адаптацию  выпускников в социуме. Поэтому перед педагогическим коллективом встала задача поиска и разработки инновационных моделей, которые бы создавали условия для успешной подготовки детей к выпуску и обеспечивали бы успешную постинтернатную адаптацию выпускников в социуме.

Проанализировав отечественный и зарубежный опыт постинтернатного сопровождения, мы пришли к выводу, что процесс адаптации выпускников в социуме будет успешным лишь в том случае, если специалистами детского дома будет осуществляться специально организованная подготовка воспитанников к выпуску с последующим их попечением в самостоятельной жизни. С этой целью разработан проект «Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников в процессе их социализации», который в 2009 г. был направлен на конкурс социально-значимых проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по итогам конкурса был получен Грант в размере  1100000.00 рублей.

            Основная идея проекта заключалась в том, чтобы создать в структуре «Центра социализации воспитанников» Службу постинтернатного сопровождения и социальную гостиницу, специалисты которой через систему специально организованных мероприятий будут осуществлять подготовку детей-сирот к выпуску и в дальнейшем сопровождать выпускников в самостоятельной жизни. Основная технология сопровождения выпускников – кураторство (общественное попечительство, наставничество).

            С 2009 года по май 2011 года учреждение работало в режиме эксперимента, апробируя механизм индивидуального сопровождения воспитанников, готовящихся к выпуску и постинтернатной поддержки выпускников.

            В ходе реализации проекта в структуре «Центра социализации воспитанников» создана служба постинтернатного сопровождения. При детском доме организована социальная гостиница, на базе которой выпускникам предоставляется временное проживание до момента создания благоприятных условий проживания в ином месте, а также оказывается необходимая психологическая, методическая, социально-педагогическая и правовая помощь.

            На протяжении двух лет были внедрены и апробированы две модели:

- структурно-функциональная модель социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

- модель постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников.

            Проведённая работа  в рамках эксперимента позволяет утверждать, что разработанная модель постинтернатного сопровождения выпускников и системная работа специалистов детского дома, направленная на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, эффективны в решении существующей проблемы  и способствуют успешной интергации детей-сирот в социуме (увеличилось количество выпускников, успешно адаптированных в социуме на 8 чел.).

            Отмечается положительная динамика у 54 % воспитанников (сформированность навыков планирования свободного времени, умение обустраивать свой быт, приготовление пищи, навыки пользования социальными инфраструктурами и пр.).

            Проанализировав эффективность внедрения модели индивидуального сопровождения детей в процессе их социализации в том числе в постинтернатный период, пришли к выводу, что для повышения социально-трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо на базе МОУ «Детский дом» расширить спектр дополнительных услуг (создание творческих лабораторий, совершенствование деятельности швейной мастерской и музыкальной студии).

            Опыт муниципальной экспериментальной площадки показал, что решить проблемы выпускников без координации межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества сложно.

            Учитывая имеющийся опыт организации постинтернатного сопровождения выпускников в заявке на участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования, Департаментом образования ЯНАО определена следующая цель: создание организационно-правовой модели межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями по обеспечению успешной социализации выпускников; внедрение и распространение совокупности средств организованной помощи в процессе их социализации, в том числе в период постинтернатной адаптации.      

            На базе МУ «Детский дом "Юнона" г. Надыма организована стажировочная площадка деятельность которой направлена на распространение инновационного опыта организации успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации; апробацию программ предпрофессиональной подготовки; повышение квалификации работников и специалистов интернатных учреждений (65 чел.).

      Для расширения направлений предпрофессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на стажировочную площадку приобретается оборудование за счёт Федеральных субсидий для:

·         швейной мастерской;

·         творческой мастерской для обучения и предпрофессиональной подготовки в области звуко- и видеомонтажа, фотодела, графического дизайна и верстки, издательского дела.

          В рамках подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, деятельность стажировочной площадки будет направлена апробацию модели профессионально-личностного становления выпускника; проведение диагностических мероприятий для отслеживания уровня готовности выпускника к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности; разработку системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед ребенком-сиротой в плане его социальной адаптации; организацию предпрофессиональной подготовки на базе швейной мастерской, мастерской ручного труда и творческой мастерской для обучения в области звуко- и видеомонтажа, фотодела, графического дизайна и верстки, издательского дела; разработку и реализацию программ социальной адаптации  «Школа будущего выпускника», «Я - профессионал», «Волшебная игла», «Юный журналист», «В мире музыки»; постинтернатное сопровождение выпускников детского дома на основе межведомственных планов мероприятий по поддержке и постинтернатной адаптации выпускников (с участием учреждений здравоохранения, образования, занятости, общественных организаций).

            Организация деятельности стажировочной площадки позволит достичь положительной динамики следующих показателей:

·        Доля воспитанников, охваченных медико-социальной и психолого-педагогической помощью 100%.

·        Доля воспитанников, имеющих положительно ориентированные жизненные планы с 30% до 50%.

·        Доля воспитанников, самоопределившихся в выборе профессии с 15% до 40%.

·        Доля воспитанников, имеющих высокий уровень профессионально-трудовой готовности с 15% до 40%.

·        Доля воспитанников, успешно адаптированных в детском доме с 88% до 90%.

·        Доля выпускников, успешно адаптированных в социуме с 70% до 85%.

·        Доля трудоустроенных выпускников с 70% до 85%.

·        Доля выпускников, обеспеченных жильём с 70% до 85%.

·        Количество детей «группы риска» с 4 до 3.

·        Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных программами предпрофессиональной подготовки и подготовки к поступлению в учреждения НПО, СПО, ВПО от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 17,5 % до 20%.

·        Доля воспитанников, поступивших в НПО, СПО, ВПО, от общего числа поступающих 100%.

·        Доля педагогических работников прошедших повышение квалификации на базе стажировочной площадки 30%, от общей численности педагогических работников интернатных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.

·        Количество учреждений, внедривших успешную модель социализации детей.

 Острота проблемы социальной адаптации выпускников существовала всегда и зависела от уровня заботы в самих интернатских учреждениях. Современная модель социализации детей выступает гарантом успешной адаптированности выпускника, вступающего в самостоятельную жизнь, и должна стать залогом успешной интеграции детей-сирот в социуме.

 

 

© 2011 МОУ Детский дом г. Надым

Материалы сайта подлежат частичному или полному копированию

и публикации на других ресурсах только с активной ссылкой на источник

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений